Консультация №1

18 апреля 2012 года

Григорьева В.А.

Вопрос:

Каким образом энерго-компания может включить в тариф на продажу
тепловой энергии расходы на инвестиции?

Ответ:

Включение в тариф капитальных вложений (инвестиций) на расширенное воспроизводство возможно только путем утверждения инвестиционной программы (проекта) развития организаций в установленном порядке (через органы муниципального образования).

В случае отсутствия утвержденной инвестиционной программы, но при наличии необходимости строительства новых мощностей – заинтересованный в этом абонент по согласованию с теплоснабжающей организацией вправе самостоятельно осуществить работы по развитию сетей (инфраструктуры), а присоединение объектов такого абонента будет бесплатным.

Обоснование:

Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации[1] содержат указание на включение расходов на капитальные вложения (инвестиции). В п.2 Основ указано, что установление надбавок к тарифам и тарифов на подключение осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации инвестиционной программы.

Согласно п.18, 20 Основ, в необходимую валовую выручку включаются расходы на капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство (расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль).

Расходы на инвестиции, в силу п.32 Основ, в расчетном периоде регулирования определяются на основе согласованных в установленном порядке инвестиционных программ (проектов) развития организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (далее - инвестиционные программы).

Инвестиционные программы (проекты) должны содержать:

  • перечень объектов,
  • объем инвестиций,
  • сроки их освоения,
  • источники финансирования капитальных вложений,
  • расчет срока окупаемости капитальных вложений.

Средства на финансирование капитальных вложений, направляемых на развитие производства, определяются с учетом амортизационных отчислений и сумм долгосрочных заемных средств, а также условий их возврата.

При этом, регулирующие органы обязаны учитывать расходы, связанные с возвратом и обслуживанием долгосрочных заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, начиная с момента поступления средств на реализацию проекта, а также обеспечить учет таких расходов при расчете регулируемых тарифов (цен) на последующие расчетные периоды регулирования в течение всего согласованного срока окупаемости проекта.

Порядок разработки и утверждения программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, инвестиционных программ организаций коммунального комплекса изложен в статье 11 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»[2] (далее – Закон №210). Данный закон распространяется на организации коммунального комплекса, которые осуществляют свою деятельность в следующих областях: теплоснабжение; водоснабжение;  водоотведение; очистка сточных вод;  утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов.

В ст.11 Закона №210 указаны этапы согласования инвестиционной программы, которая после положительного заключения  органа регулирования субъекта РФ утверждается органами местного самоуправления, которые принимают решение:

- о размере надбавки к ценам (тарифам) для потребителей и соответствующей надбавке к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса,

- о размерах тарифа на подключение[3] к системе коммунальной инфраструктуры и тарифа организации коммунального комплекса на подключение.

Поле этого органы местного самоуправления заключают с организацией коммунального комплекса договор в целях развития системы коммунальной инфраструктуры, определяющий условия реализации утвержденной инвестиционной программы данной организации.

Имеется судебная практика по вопросам утверждения и применения инвестиционных программ (далее – ИП), а также сформированных тарифов на основании нее:

- обязательность соблюдения всех этапов утверждения ИП, отсутствие какого-либо приводит к невозможности включения расходов ИП в тариф: Постановление ФАС Уральского округа от 03.11.2009 N Ф09-8518/09-С1 по делу №А71-8046/2009-А24, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.10.2009 по делу N А15-820/2009, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.07.2011 по делу N А17-4297/2010, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.09.2008 по делу N А28-3277/2008-101/14, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2011 N 17АП-8167/2011-ГК по делу N А60-9229/2011,

-  обязательность применения надлежаще утвержденной инвестиционной программы: Постановление ФАС Центрального округа от 27.09.2010 по делу N А54-1438/2010-С4.

В Правилах заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры №360[4] закреплен порядок определения размера платы за подключение к системе коммунальной инфраструктуры (и системе теплоснабжения в частности), в зависимости от наличия инвестиционной программы (п.14):

1) если в утвержденную инвестиционную программу организации - исполнителя по договору о подключении включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства, размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение.

При включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу исполнителя, но в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов;

2) при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанному с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках договора о подключении, могут быть исполнены заказчиком самостоятельно. В этом случае исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных заказчиком объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, а плата за подключение не взимается[5];

3) если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.

Таким образом, включение в тариф капитальных вложений (инвестиций) на расширенное воспроизводство возможно только путем утверждения инвестиционной программы (проекта) развития организаций в установленном порядке (через органы муниципального образования). В ином случае, при наличии необходимости строительства новых мощностей – заинтересованный в этом абонент по согласованию с теплоснабжающей организацией вправе самостоятельно осуществить работы по развитию сетей (инфраструктуры), а присоединение объектов такого абонента будет бесплатным.




[1] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации».

[2] Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" из сферы действия данного закона было исключено электроснабжение.

[3] Тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры устанавливается на единицу заявленной нагрузки, обеспечиваемой соответствующей системой коммунальной инфраструктуры для строящихся зданий, строений, сооружений, иных объектов, или на единицу увеличения нагрузки реконструируемых зданий, строений, сооружений, иных объектов.

[4] Постановление Правительства РФ от 09.06.2007 N 360 "Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры"

[5] В Решении ВАС РФ от 31.10.2011 N ВАС-3995/11 дано разъяснение: «То есть, при отсутствии подобной программы, позволяющей присоединить нового абонента, работы по развитию сетей (инфраструктуры) могут быть выполнены абонентом, а непосредственно присоединение объектов такого абонента осуществляется бесплатно… Осуществление абонентом самостоятельно работ по развитию сетей (инфраструктуры), необходимых для подключения его объекта к сетям, не может противоречить закону, в том числе Градостроительному кодексу Российской Федерации, и не нарушает прав других лиц, в том числе и тех, которые заинтересованы в подключении нового абонента для оказания ему соответствующих услуг».

Все публикации
31 августа 2012 года
Сложности проведения аукциона в электронной форме
Все публикации
21 февраля 2013 года
Открытый аукцион
Все новости