Консультация №2

18 апреля 2012 года

Григорьева В.А.

Вопрос:

Есть ли правовые основания для компенсации разницы между утвержденным  тарифом для населения и реальной стоимостью поставляемой тепловой энергии (в  случае, когда тариф не покрывает расчетную себестоимость производства
энергии)?

Ответ:

Теплоснабжающая организация вправе взыскать межтарифную разницу, в случае возникновения выпадающих доходов по теплоснабжению с субъекта РФ, кроме случаев наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Во втором случае надлежащим Ответчиком будет муниципальное образование.

Обоснование:

Статьями 4-7 Федерального Закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», функция регулирования тарифов на услуги теплоснабжающих организаций возлагается на Российскую Федерацию и субъекты Российской Федерации совместно. При этом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают подлежащие применению тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в рамках предельных уровней тарифов, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Введение предельных уровней тарифов направлено на противодействие монополизации и недобросовестной конкуренции, выступает государственной гарантией доступности теплоэнергетических ресурсов для потребителей, прежде всего для населения, препятствует экономически не обоснованному росту тарифов на тепловую энергию, предполагает возможность установления льготных тарифов и тем самым призвано не допустить резкого ухудшения социального положения граждан.

В области теплоснабжения на практике это иногда порождает несоответствие реальной стоимости теплоресурса и величины тарифа для населения, а значит – убытки у теплоснабжающей организации. Такая ситуация приводит энергокомпании в суд с исками к муниципальным образованиям о взыскании убытков (выпадающих доходов), возникших в результате поставки тепловой энергии населению муниципального образования по цене, не покрывающей экономически обоснованные затраты компаний.

При разрешении таких споров арбитражные суды нередко руководствовались тем, что организация теплоснабжения населения в силу статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является вопросом местного значения, а потому финансовые обязательства, возникающие в связи с его решением, включая финансирование межтарифной разницы, должны исполняться за счет средств местного бюджета.

Суды не принимали во внимание, что государственное регулирование тарифов на тепловую энергию относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а у органов местного самоуправления соответствующие полномочия отсутствуют. В результате, суды взыскивали межтарифную разницу с муниципального образования (см., например: Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.07.2011  по делу NА31-4667/2010, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 по делу NА28-16291/2009-563/4, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.11.2010 по делу NА74-1778/2010).

Однако возникновение межтарифной разницы является прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию. Следовательно, субъектом обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, вызванные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, т.е., по общему правилу, субъект Российской Федерации.

Судебная практика по данной категории споров складывалась противоречиво, пока в марте 2011 года не было принято Постановление Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 №2-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"…», в котором Судом были высказаны существенные разъяснения о порядке компенсации теплоснабжающим организациям межтарифной разницы:

  • поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, т.е., по общему правилу, субъект Российской Федерации;
  • обязанность возмещать потери теплоснабжающих организаций в виде межтарифной разницы, образовавшейся вследствие установления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифа на тепловую энергию для населения на уровне ниже экономически обоснованного, может быть возложена на органы местного самоуправления городских округов только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с предоставлением необходимых для их реализации, включая компенсацию межтарифной разницы, финансовых и материальных средств. А без наделения органов местного самоуправления городских округов такими государственными полномочиями субъекты Российской Федерации не вправе предоставлять местным бюджетам межбюджетные трансферты целевого назначения на покрытие указанных расходов, поскольку это означало бы, по сути, возложение на органы местного самоуправления государственных полномочий в нарушение установленного федеральным законодательством порядка.

Из вышеизложенного следует, что теплоснабжающая организация вправе взыскать межтарифную разницу, в случае возникновения выпадающих доходов по теплоснабжению с субъекта РФ, кроме случаев наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Во втором случае надлежащим Ответчиком будет муниципальное образование.

Все публикации
31 августа 2012 года
Сложности проведения аукциона в электронной форме
Все публикации
21 февраля 2013 года
Открытый аукцион
Все новости